Борьба за чистый воздух

Борьба за чистый воздух
В мае 2014 года Управление по охране окружающей среды Пекина сообщило о планах сократить вдвое выбросы в атмосферу вредных веществ в течение трех лет. Реальными или нет окажутся такие перспективы в столице КНР, что за ними стоит, можно будет судить уже скоро. Хотя, в решимости довести задуманное до логического завершения, сомневаться не приходится. Уже только в 2014 году в Пекине планируется закрыть 300 предприятий литейной, химической и мебельной промышленности, которые загрязняют окружающую среду. И это не разовая акция.

Казнить нельзя помиловать

Строго говоря, в современном Китае до некоторого времени отчетливо прослеживались две совершенно противоположные тенденции – на уничтожение и сохранение природы. При этом большей жизнеспособностью обладала первая, основанная и поддерживаемая самой сутью китайской модели \»мировой фабрики\». Как результат, КНР занимала лидирующее место в мире по по общим выбросам диоксида серы в атмосферу, острой нехватке воды в северных провинциях, загрязнению рек, морей, подземных вод, вырубке лесов, опустынивании земель, росте болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой и т. д. Но и это далеко не все. Экология \»мировой фабрики\» самым негативным образом отражалась на районах Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь четверть всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса также были китайского происхождения.

Когда деваться уже некуда

Нет, конечно, просто так китайское руководство на месте не сидело и от экологических проблем не отмахивалось. Но системной работу по сохранению экологии в КНР назвать было нельзя по определению – перед страной стояли иные задачи. Реальные очертания меры по охране окружающей среды начали приобретать только с конца 70-х годов. Например, с 1979 года, усилиями китайских и иностранных специалистов было положено начало нескольким экологическим проектам: предотвращения эрозии почв и таяния ледников в провинции Ганьсу, очищения рек Шанхайского региона.

Первые экологические законы были приняты в КНР в конце 80-х. И касались они охраны морской среды, предотвращении загрязнения вод, атмосферы, охраны диких животных. Дело в том, что терпеть такое положение дел становилось просто невыносимо. Достаточно сказать, что к этому времени около 300 городов Китая испытывали недостаток пресной воды. И это притом, что КНР – страна с густой речной сетью, которая по ресурсам пресных вод (2900 км3) занимает четвертое место в мире, уступая только Бразилии, России и Канаде. Самой неблагополучной в экологическим плане территорией страны стала провинция Шанси. В борьбе за воду обострялась конкуренция между городом и деревней, что также не прибавляло внутренней стабильности в КНР.
Борьба за чистый воздух
В мае 2014 года Управление по охране окружающей среды Пекина сообщило о планах сократить вдвое выбросы в атмосферу вредных веществ в течение трех лет. Реальными или нет окажутся такие перспективы в столице КНР, что за ними стоит, можно будет судить уже скоро. Хотя, в решимости довести задуманное до логического завершения, сомневаться не приходится. Уже только в 2014 году в Пекине планируется закрыть 300 предприятий литейной, химической и мебельной промышленности, которые загрязняют окружающую среду. И это не разовая акция.

Казнить нельзя помиловать

Строго говоря, в современном Китае до некоторого времени отчетливо прослеживались две совершенно противоположные тенденции – на уничтожение и сохранение природы. При этом большей жизнеспособностью обладала первая, основанная и поддерживаемая самой сутью китайской модели \»мировой фабрики\». Как результат, КНР занимала лидирующее место в мире по по общим выбросам диоксида серы в атмосферу, острой нехватке воды в северных провинциях, загрязнению рек, морей, подземных вод, вырубке лесов, опустынивании земель, росте болезней, вызванных неблагоприятной окружающей средой и т. д. Но и это далеко не все. Экология \»мировой фабрики\» самым негативным образом отражалась на районах Сибири и Дальнего Востока. В свою очередь четверть всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса также были китайского происхождения.

Когда деваться уже некуда

Нет, конечно, просто так китайское руководство на месте не сидело и от экологических проблем не отмахивалось. Но системной работу по сохранению экологии в КНР назвать было нельзя по определению – перед страной стояли иные задачи. Реальные очертания меры по охране окружающей среды начали приобретать только с конца 70-х годов. Например, с 1979 года, усилиями китайских и иностранных специалистов было положено начало нескольким экологическим проектам: предотвращения эрозии почв и таяния ледников в провинции Ганьсу, очищения рек Шанхайского региона.

Первые экологические законы были приняты в КНР в конце 80-х. И касались они охраны морской среды, предотвращении загрязнения вод, атмосферы, охраны диких животных. Дело в том, что терпеть такое положение дел становилось просто невыносимо. Достаточно сказать, что к этому времени около 300 городов Китая испытывали недостаток пресной воды. И это притом, что КНР – страна с густой речной сетью, которая по ресурсам пресных вод (2900 км3) занимает четвертое место в мире, уступая только Бразилии, России и Канаде. Самой неблагополучной в экологическим плане территорией страны стала провинция Шанси. В борьбе за воду обострялась конкуренция между городом и деревней, что также не прибавляло внутренней стабильности в КНР.

Результаты нового подхода к экологии появились только в 90-х. Тогда темпы работ по лесосбережению достигли полутора миллионов гектаров в год, что довело общую лесистость в КНР до 14%. Также к тому времени были сформированы требования к \»экологически образцовым городам\». Они должны были отвечать 25 показателям, в том числе GDP, где доход на душу населения превышает 10 000 юаней, а удельный расход энергии в GDP ниже среднего уровня всех городов страны, годность качества питьевой воды выше показателей 96%, коэффициент городской газификации выше 90%, коэффициент удовлетворения городской экологической среды выше 80%. Такие звания начали присваивать с 1997 г.

В этот же период (1996 г.) стратегические цели и задачи по охране окружающей среды нашли свое отражение в \»Белой книге\». В ней отмечена работа по созданию заповедников, число которых достигло 2349, а совокупная площадь 1,5 млн. кв. км. (более 15% территории страны). Большое внимание уделялось экологическому воспитанию населения, в частности, в школах введен обязательный предмет \»Экология\». А в качестве экономического показателя в ряде случаев использовался \»Зеленый ВВП\», то есть, валовый внутренний продукт за вычетом затрат на восстановление природной среды.

Чтобы экология не мешала политике

В некотором смысле опорным с точки зрения борьбы за экологию для Китая стал 2002 г., когда правительство КНР одобрило многомиллиардную программу по очистке загрязненных рек и атмосферного воздуха. \»Власти Китая никогда не ставили экологию на столь важное место, – высказался на этот счет Се Чжэньхуа, директор Государственного управления по защите окружающей среды. – Это жизненно важно для стабильности и процветания нашей страны и нашего народа\». Программа, рассчитанная на пять лет, на тот момент оценивалась в $84 млрд, что ровно вдвое больше по сравнению с предыдущей пятилеткой. Вместе с тем и результаты ее работы впечатляли – по сравнению с 2000 г. выбросы основных загрязнителей, как двуокись серы, должны были сократиться на 10%.

В этом же, 2002 г., КНР обратила внимание на российские технологии по переработке мусора. С их использованием строились два мусороперерабатывающих завода в Рязанской и Костромской областях России.

В череде мер, направленных на восстановление экологической составляющей экономического развития, Китай вместе с приграничными странами, Россией и Монголией с 2006 г. приступили к реализации совместного проекта по защите экологии Амура. По словам Фань Юаньшэня, директора департамента по контролю за загрязнением Госуправления КНР по охране окружающей среды: \»КНР придает очень большое значение состоянию пограничных рек\», что особенно важно после инцидента с загрязнением вод реки в результате аварии на одном из китайских производств.

На китайскую национальную безопасность работают все и не даром

Увеличение \»зеленой\» доли ВВП Китая стало приоритетной задачей, озвученной в политическом отчете ЦК КПК на XVII съезде КПК в октябре 2007 года. Председатель КНР Ху Цзиньтао назвал экологическую обстановку одной из главных угроз национальной безопасности. Однако из-за начавшегося кризиса власти могли заниматься ей лишь на отдельных направлениях. Среди практических работ в этом направлении стоит отметить восстановление зеленых насаждений вокруг Пекина накануне летней Олимпиады-2008. В 2008-2009 годах большие средства выделялись на улучшение экологической ситуации вокруг Шанхая, где в тогда открылась всемирная выставка \»Экспо-2010\». После этого власти КНР высказали намерение заняться экологической проблемой уже в масштабах всей страны. Согласно расчетам HSBC, из всего антикризисного пакета 2008 года китайские власти направили на развитие \»зеленых\» отраслей около $150 млрд, или 3% от ВВП. Для сравнения: в Южной Корее этот показатель составлял 3%, в Саудовской Аравии – 1,7%, в Австралии – 1,2%, в Японии – 0,8%, в США – всего 0,1% от ВВП. В возобновляемую энергетику только в 2009 г. правительство Китая инвестировало $34,6 млрд. А общие инвестиции в сектор, по подсчетам исследовательской компании Clean Edge, составили $200 млрд.

Между тем КНР старается не оставаться с экологическими проблемами один на один – она участвует в международном разделении труда в этом направлении. К примеру, еще в 2009 г. было заявлено, что свою альтернативную энергетику КНР будет развивать вместе с США. Для этого обе страны, несмотря на политические разногласия, заключили договор о сотрудничестве в области альтернативной энергетики и экологических технологий. Китай обеспечит союз деньгами, США – технологиями. Эти ресурсы, в частности пошли на совместную защиту питьевой воды, воздуха, а также сохранении болот и лесов.

Кроме того, страны договорились о создании совместного Исследовательского центра чистой энергии, который займется альтернативной энергетикой и методами сокращения выбросов углекислого газа. На первоначальном этапе страны вложили в совместные экологические программы по $15 млн, сумму, потраченную за первый год работы.

Забегая вперед, стоит отметить, что в рамках международных обменов, в мае 2014 г. КНР договорилась с Белоруссией о создании лаборатории для исследовании в области экологии и разработки продуктов, технологий и материалов, безопасных для окружающей среды. Белорусское отделение этой структуры будет функционировать на базе Научно-исследовательского института физико-химических проблем БГУ, а китайское разместится в Чжэцзянском университете.

На внутреннее потребление с чистым дыханием

И, все же, главным источником негативного воздействия на природу остается промышленность. Понимая это КНР продолжает заниматься вопросами промышленной экологии. Усиление акцента в этом направлении во многом связано с переориентацией экономики страны на внутренние рынки и, как следствие, с усилением контроля за экологическими требованиями и уровнем жизни.

Такой подход во-многом определяется и рядом проведенных исследований в КНР. К примеру, по результатам оценки воздуха в 74 основных китайских городах по новым нормам, проведенной в 2013 г., выяснилось, что только в 4,1% их качество воздуха соответствует нормам. Об этом заявил Ли Ганьцзе, заместитель главы Министерства охраны окружающей среды КНР.

Сотрудничество с Россией по этим вопросам вылилось в идею создания совместного центра промышленной экологии, которая была формализована в ходе визита в Китай председателя Совета Федерации России.

И снова деньги. На этот раз в виде фонда объемом $1,6 млрд для поощрения компаний и муниципалитетов, которые успешно сокращают выбросы в окружающую среду. О создании такой структуры китайские власти заявили в начале 2014 г. В целом в ближайшие годы КНР потратит около $500 млрд на улучшение качества воздуха и воды и закрытие самых \»грязных\» производств.

На закрытии \»грязных\» производств можно хорошо заработать

Таким образом, можно говорить, что сегодня, благодаря стараниям руководства КНР из двух тенденций – на уничтожение и сохранение природы, в Китае начинает брать верх вторая. И закрытие в 2014 г. в Пекине 300 \»вредных\» предприятий по большому счету лишь часть тех преобразований, которые предстоит совершить, улучшая экологию КНР.

А если учесть, что такой подход может подстегнуть бизнес, то вполне резонно рассуждать не только о чистом воздухе, а о чистом воздухе на фоне роста экономики. Не зря же свои представительства в Поднебесной сейчас активно расширяют международные компании из сфер чистой энергетики и экологичного строительства, включая Fuel Tech., WS Atkins и Lend Lease Corp. Кому, кому, а им прекрасно известно, что по прогнозу Министерства торговли США, к 2020 г. рынок чистых технологий в Китае вырастет втрое, до $555 млрд. Так что улучшение экологии, это не только траты, но и большие заработки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *