Китай-Россия: продуктовое сотрудничество
В эпоху глобализации любая попытка групп государств установить верховенство своего права в отношении каких бы то ни было стран, особенно больших, неизбежно приводит к переформатированию рынков. Таким образом, экономика, попавшая под каток политики, приобретает иные формы. Пример России и Китая, активизировавших и отчасти модернизировавших свои взаимоотношения в период западных санкций, лишь подтверждает сказанное.
Кто накормит Россию?
Этот вопрос стал наиболее обсуждаемым в прошлом году, когда западные страны ввели секторальные экономические санкции в отношении России, а она, в качестве ответа запретила ввоз на свою территорию продуктов питания, производимых в странах-санкционерах. В перечне запрещенных говядина, свинина, фрукты, птица, сыры, молочная продукция из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии.
Правда, разговор в основном шел о поставках в Россию своего рода экзотических продуктов и продуктов с высокой добавочной стоимостью, таких, как пармезан, фуагра и т.п. При этом мало кто вспоминал, что Россия в полной мере обеспечена четырьмя из восьми базовых продуктов, гарантирующих продовольственную безопасность – зерном почти на 99%, сахаром – более 92%, растительным маслом – более 84%, картофелем – более 97%, что выше планируемых показателей. Немного ниже плана показатели по мясу, молоку и рыбной продукции, которые ниже требуемых доктриной продовольственной безопасности на 2,7, 12,6 и 0,6% соответственно.