Вопреки общепринятому мнению, первые человеческие общества (охотников-собирателей) отличало сходство полов — и исчезло оно только при переходе к сельскому хозяйству. об этом говорится в гипотезе, основанной на наблюдениях зa современными народами, повествует книга Science.
Вопреки общепринятому мнению, первые человеческие общества (охотников-собирателей) отличало сходство полов — и исчезло оно только при переходе к сельскому хозяйству. об этом говорится в гипотезе, основанной на наблюдениях зa современными народами, повествует книга Science.
В качестве маркера влияния мужчин и женщин в обществе антрополог Марк Дибл (Mark Dyble) выбрал решения о том, чьи родственники должны квартировать в одном лагере охотников-собирателей. Кагда главную занятие играет 1 из полов (обычно это мужчины), совместно собираются близкие родственники, а чужих стараются не подпускать. И наоборот: при равенстве полов шансы быть дружно с малознакомым человеком вырастают.
Вооружившись этой моделью, антропологи отправились на двухлетний полевой сезон — смотреть зa жизнью двух народов: 191 паланан-акта (Филиппины) и 103 пигмеев мбенджеле (Центральная Африка). Для сравнения ученые собрали причина по соседям акта — земледельцам паранан, чью культуру отличает патриархат. Наблюдения подтвердили исходную гипотезу: сумма не являющихся родственниками индивидов между охотников-собирателей оказалось приблизительно в четыре раза выше, чем около земледельцев (16,7 насупротив 4,2 процента).
«Когда мужики и женщины принимают решения на равных, около вас не получаются группы из четырех-пяти братьев с семьями. сходство полов способствует более широким социальным связям, большему разнообразию брачных партнеров», — отметил Дибл. за вычетом того, сходство полов и расселение родственников по разным местам расширяют цифра поселений, где около человека питаться близкие. Это способствует взаимопомощи и обмену информацией на расстоянии, таким образом подстегивая развитие человеческого общества.
По мнению Дибла, то есть сходство полов помогло человеку высказывать будущий по сравнению с другими приматами. «Шимпанзе живут в агрессивных обществах, где всем заправляют самцы. В результате эти обезьяны видят в своей жизни сверх меры маловато самцов-чужаков, что бы выучить новым навыкам», — заявил ученый.
Переход к патриархату, вероятно, произошел уже в неолите при появлении земледелия и скотоводства. тут человеки впервые научились аккумулировать экономически значимые ресурсы (зерно, скот), брать не мало жен и извлекать накопленные ценности для сотворения союзов с родственниками мужского пола.
При этом в некотором расстоянии не все антропологи согласились с выводами Дибла. чрезмерно опасный практиковать выводы о первобытных обществах на основе современных охотников-собирателей. Эгалитарность последних зачастую связана с распадом традиционной культуры и общества под влиянием современной цивилизации, отмечает знаток по койсанским народам Полли Висснер (Polly Wiessner) из Университета Юты.
Добавить комментарий